Дмитрий Швырков (dmsh92) wrote,
Дмитрий Швырков
dmsh92

Что такое коробка-автомат?

Недавно мне пришлось вплотную столкнуться с описанием автоматических коробок передач. Я много разбирался в них и на основе изученного составил ряд текстов. В будущий месяц, чередуясь с другими постами, в моем блоге будут выходить тексты об АКПП - какие бывают, как ими управлять, что делать, если сломалась и так далее. Начну, естественно, с темы "Что такое коробка-автомат?"

Из чего же состоит автоматическая коробка переключения передач?
Конструкция современной АКПП включает в себя гидротрансформатор крутящего момента и автоматическую планетарную коробку передач.
Эти элементы так же можно разделить на составляющие. В состав гидротрансформатора входят три рабочих колеса – насосное, турбинное и статорное. Данные элементы требуют максимальной точности изготовления. Из-за этого их нельзя менять по отдельности и поэтому, зачастую, гидротрансформатор – это цельный неразборный механизм, который не подлежит ремонту и должен служить весь срок службы АКПП. При правильной эксплуатации, разумеется.
Гидротрансформатор монтируется примерно в том же месте, где и сцепление у «механики» - между двигателем и картером АКПП. Он соединяется с мотором с помощью маховика. А соединение с первичным валом «коробки» происходит по средствам турбинного колеса. Иногда вместо турбинного колеса ставиться карданный вал, но это скорее исключение, чем правило. Основная функция гидротрансформатора – это преобразование крутящего момента от двигателя к АКПП.
Теперь давайте перейдем собственно к устройству АКПП. В ее состав входят планетарный редуктор, фрикционные и обгонные муфты, а так же соединительные валы и барабаны.
Фрикционные муфты служат для переключения передач. С помощью них происходит соединение и разъединение элементов «коробки». Свою работу эти муфты осуществляют путем сжатия пакета дисков поршнем. В свою очередь обгонная муфта в момент сжатия пакета дисков проскакивает в свободное пространство и соединяется с нужной передачей.
Система управления «автомата» состоит из пакета золотников, которые контролируют потоки масла. Золотники регулируются с помощью переключения селектора водителем, а так же в автоматическом режиме.
Система автоматики в АКПП бывает двух типов – гидравлическая и электронная. В первом случае считывая информацию о положении педали газа и набранной скорости, «коробка» переходит на необходимую передачу. Для получения информации АКПП использует давление масла от центробежного регулятора и от педали газа.
С электронной автоматикой все несколько иначе. Там используются соленоиды, которые перемещают золотники в нужное положение. Так же они передают информацию на электронный блок управления автомобиля. И за счет получения информации о скорости и положении педали газа, происходит переключение передачи.

Теперь давайте разберем их достоинства и недостатки относительно механической коробки передач.
Начнем с цены. Цена автоматической «коробки» намного выше механической. Следовательно, дороже будет стоить и автомобиль, оснащенный АКПП. Так же дороже будет стоить ремонт и обслуживание. А ремонту «автоматы» подвергаются чаще. Ведь, их срок эксплуатации в среднем меньше. Вдобавок, АКПП выставляет большие требования к эксплуатации и обслуживанию себя.
Второй не менее важный фактор – это управление. Здесь однозначно преимущество у «автомата». Ведь, благодаря нему вам не нужно будет самостоятельно переключать сцепление и выбирать нужную передачу. Автоматика все сделает за вас. Это вариант отлично подходит для новичков, которые еще плохо владеют навыками вождения. Да и для опытных водителей «автомат» будет более комфортным. Особенно в городе. Ведь при езде по населенному пункту, передачи зачастую необходимо переключать по несколько раз в минуту. А это требует лишних навыков, времени и нервов. Сюда же можно отнести и скорость перехода с одной передачи на другую. У «автомата» этот процесс происходит на порядок быстрее. Вдобавок, несвоевременно переключая передачи, новичок может повредить двигатель и трансмиссию. На «автомате» эта проблема отпадает сама собой. С другой стороны опытному водителю, наоборот иной раз лучше самому управлять передачами, нежели доверяться электронике. Особенно, в труднопроходимых местах.
Если говорить именно о технических аспектах, то «автоматы» явно проигрывают. Во-первых, они увеличивают расход топлива. Не намного, но все же. Во-вторых, они имеют больший вес, нежели механические КПП, что сказывается на динамических качествах автомобиля. И в случае некоторых неполадок, так же выигрывает «механика». Если у вас вышло из строя зажигание или села АКБ, то автомобиль с «механикой» возможно завести и доехать до автосервиса. В случае с «автоматом» вам потребуется эвакуатор. И отсюда же выходит еще один недостаток АКПП. Автомобили с такими «коробками» нельзя буксировать ни на гибкой ни на жесткой сцепке. В то время как «механика» отлично относиться и к тому и к другому.
Итак, по количеству плюсов, однозначно побеждает механическая коробка передач. Но один плюс удобства управления «автоматом» может перекрыть все достоинства «механики».

А вы ездите на "механике" или на "автомате"? И что вам больше нравиться?
Tags: авто
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 3 comments