Дмитрий Швырков (dmsh92) wrote,
Дмитрий Швырков
dmsh92

История коробки-автомат

Закончились выборы и теперь можно перейти к более обыденным темам.
Сегодня я продолжу описывать автоматические коробки переключения передач. Как я писал ранее, недавно мне довелось плотно разобраться в том, что такое АКПП, откуда они взялись и как ими пользоваться. Мой пост о том, что такое коробка-автомат вы можете прочитать по ссылке.

Сегодня я расскажу, как появились первые АКПП и как они менялись до современного состояния.

Классические гидротрансформаторные АКПП появились в результате слияния нескольких параллельно идущих разработок. В начале 20-го века над разработкой «автоматов» начали трудиться многие компании. Первой прототип современной АКПП ввела в производство компания Ford, создав механическую «коробку» с планетарной передачей. Эта КПП была двухступенчатой. И чтобы ей управлять требовалось нажимать на две педали. Одна педаль переключала низшую передачу на высшую и наоборот. А вторая, включала движение задним ходом.
Вторая разработка – это полуавтоматическая КПП. В ней было автоматизировано управление сцеплением. Оно переключалось автоматически, а управление передачами оставалось за водителем. Разработчиками данных агрегатов были компании Talbot и Newton. Несмотря на значительную старость полуавтоматов, они все еще применяются. Правда, не уже на автомобилях, а на скутерах.
Еще один прототип «автомата» - это КПП «Коталь», наделенная электромеханической планетарной передачей. Водители управляли такими «коробками» с помощью рычага, установленного на рулевой колонке. В состав «Коталь» входило три планетарных передачи. Две их них обеспечивали движение вперед, а третья служила для движения задним ходом и в качестве нейтрального положения.
Следующим прототипом современных АКПП была «коробка» «Уильсон». Ее рычаг переключения передач стал предшественником современных селекторов. Но это вид КПП так же не был полностью автоматическим. Выбор передачи водитель совершал вручную с помощью рычага, а чтобы включить передачу, необходимо было нажать ногой на педаль.
Очень похоже была устроена «коробка», произведенная компанией Normanville. Используя ее, водитель так же переключал скорости с помощью рычага, а вот нажимать на педаль уже было не нужно. Передача переключалась автоматически.
После всех вышеперечисленных технологий в КПП стали внедрять гидромуфты, которые потом заменили гидротрансформаторы. Гидромуфты позволили смягчать толчки при переключении скоростей. На тот момент, КПП обрели новую конструкцию. Она представляла из себя гидромуфту в союзе с обычной двухступенчатой «механикой» и некоторой автоматикой. С появлением гидромуфт, водитель уже мог останавливаться и при этом не включать нейтральное положение. Изначально такие КПП устанавливались на автомобили Chrysler.
Первую в мире автоматическую трансмиссию создал концерн General Motors. Эта разработка носила название Hydra-Matic и появилась в 1940 году. Ее конструкция представляла из себя сплав гидромуфты и четырехступенчатой планетарной передачи с автоматическим управлением.
Далее на мировую арену выходили АКПП уже не гидромуфтой, а с гидротрансформатором.
Начиная с 1940 года и на протяжении 25 лет, «автоматы» имели различную конструкцию и режимы работы. Но в середине 1960-х годов наконец-то утвердилась современная схема режимов работы АКПП – P-R-N-D-L. Так же в это время перестали существовать кнопочные и рычаговые переключатели. Все управление теперь осуществлялось с помощью селектора.
В 1980-х в целях экономии топлива все разработчики решили выпускать АКПП четырехступенчатого типа, где четвертая передача обладала небольшим передаточным числом (меньше 1) – одним словом – «овердрайв».
В 1990-е годы АКПП окончательно приходят к своему современному виду за счет компьютеризации. Так же были внедрены соленоиды для управления потоками жидкостей. В это же время АКПП начинают получать различные дополнительные режимы. Вдобавок, появляются пятиступенчатые «коробки». И на радость водителям, многие «автоматы» перестали требовать замены масла. Так как срок его службы стал равняться сроку службы самой «коробки».
В наши дни АКПП развиваются за счет увеличения ступеней. В 2002-м году была создана шестиступенчатая АКПП (компания BMW), в 2003 – семиступенчатая (Mercedes-Benz), в 2007 – восьмиступенчатая (Toyota) и скоро должна уже выйти девятиступечатая «коробка».
Tags: авто
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments