Дмитрий Швырков (dmsh92) wrote,
Дмитрий Швырков
dmsh92

Поговорим о механической коробке передач

Я продолжаю свою серию авто-постов. Сегодня речь пойдет о МКПП. Их устройстве, управлении, достоинствах и недостатках.

Устройство

МКПП представляет из себя набор валов с шестернями. Все эти детали располагаются в одном корпусе. Механика бывает трехвальной и двухвальной. Первый вариант устанавливается на автомобилях с классической компоновкой (переднемоторная заднеприводная). В такие МКПП входят первичный, вторичный и промежуточный валы. Первичный (он же ведущий) обеспечивает соединение коробки с маховиком двигателя через сцепление, вторичный (ведомый) соединяется с карданным валом, а промежуточный служит для передачи вращения от первичного вала к вторичному. На первичном валу находится ведущая шестерня, которая приводит в движение промежуточный вал. На котором, в свою очередь, расположен свой блок шестерен. Они жестко соединены с валом и, зачастую, являются с ним одним целым. На вторичном валу располагается набор ведомых шестерен, которые находятся в шлицах вала и перемещаются по ним. Так же они могут вращаться в ступицах.

Трехвальные МКПП имеют большие габариты и вес, нежели двухвальные. Но в них может быть реализована прямая передача крутящего момента от первичного вала сразу на выходной. Так же трехвальные МКПП обладают возможностью достижения больших передаточных чисел и более широким силовым диапазоном.
Трехвальные коробки в данный момент устанавливаются на все автомобили с классической компоновкой, а так же на грузовики и внедорожники.
На большинстве переднеприводных автомобилей устанавливаются двухвальные МКПП. В них крутящий момент передается от шестерен первичного вала на шестерни вторичного вала. Первичный вал, так же, как и у трехвальных МКПП, соединяется с двигателем, а вторичный передает крутящий момент на колеса. Располагаются валы параллельно друг другу. Из-за отсутствия промежуточного вала, такие коробки более компактны и имеют меньший вес. Но из-за большого количества дополнительных шестерен КПД у этого типа МКПП ниже. Преимущество двухвальных МКПП заключается в возможности компоновочного объединения двигателя и трансмиссии в единый силовой агрегат, относительно небольшого размера. Этот тип МКПП используется в автомобилях с задним мотором, передним приводом, а так же на тяжелых мотоциклах.

Принцип переключения передач

У МКПП между шестернями вторичного вала располагаются муфты включения передач. В зависимости от числа муфт, коробки делятся на несколько типов – двухходовые, трехходовые, четырехходовые и так далее. Например, трехходовые МКПП имеют три муфты включения, каждая из которых может блокировать по две шестерни на каждом валу. Отсюда следует, что у трехходовой МКПП может быть 4 или 5 передач переднего хода. Четырехходовые могут иметь уже 6, 7 или 8 передач.
На шестернях вторичного вала имеются зубчатые венцы. Они соединяются с задними торцами ведущего вала, а ответные венцы находятся на муфтах включения. Когда вы передвигаете рычаг переключения передач, за счет специального привода через ползуны приходят в движение вилки переключения передач, которые и перемещают вышеуказанные муфты. В МКПП есть специальный блокирующий механизм, который не допускает включения нескольких передач сразу.
Когда включающая муфта подходит к необходимой шестерни, их венцы соединяются и муфта блокирует шестерню передачи. Тогда они начинают совместное вращение, и таким образом крутящий момент направляется к колесам.
Чтобы переключения передач проходило без ударов и толчков, в МКПП предусмотрены синхронизаторы. Они выравнивают скорости вращения шестерни и муфты и не дают муфте произвести свою работу, пока указанные скорости не сравняются.

Управление механикой

Классический способ переключение передач в МКПП осуществляется с помощью специального рычага. Он располагается прямо на крышке коробки либо соединяется с ней через удлинитель. Он-то и воздействует на вилки переключения передач. А управление самим рычагом осуществляете вы сами. При такой схеме управления наблюдается наибольшая четкость переключения передач. Так же эта схема отличается долгим сроком эксплуатации. Но она обладает и недостатками. Классическая схема управления МКПП сильно зависит от компоновки автомобиля. Во многих случаях рычаг может быть вынесен вперед либо назад относительно водителя, создавая не удобные условия для переключения. Вдобавок, из-за того, что рычаг имеет непосредственный контакт с коробкой, на него передается вибрация от двигателя.
Вторая схема управления МКПП – когда рычаг располагается на расстоянии от коробки и соединяется с ней с помощью тяг. Такое решение позволяет устанавливать рычаг в удобном для водителя месте вне зависимости от компоновки автомобиля. Вдобавок, при такой схеме на рычаг не передается вибрация. Но здесь есть и минусы. Тяги со временем разбалтываються, вследствие чего их необходимо регулировать или даже менять. Так же у такой схемы наблюдается пониженная четкость переключения передач.
Две вышеуказанные схемы являются основными. Но существуют и другие. Например, переключение с помощью пневматических или электромеханических приводов. Такие схемы используются в основном на грузовиках, автобусах и сельскохозяйственной технике. Так же существует секвентальное управление механикой. В нем переключение осуществляется последовательно с помощью рычага-качалки, джойстика или лепестков. Секвентальное переключение применяется в основном на спортивных автомобилях и мотоциклах. На таких МКПП, как правило, сцепление автоматизировано.

Преимущества и недостатки

И напоследок, давайте рассмотрим, в чем плюсы и минусы механических коробок передач. Начнем с приятного.
Стоимость МКПП ниже, чем у любых других коробок. Так же дешевле их ремонт и обслуживание. Вдобавок механика имеет более долгий срок эксплуатации и ее труднее сломать. На автоматических коробках передач полно всяких правил, которые автомобилисты часто нарушают, тем самым, выводя коробку из строя. Помимо этого, МКПП увеличивает динамические качества автомобиля. Она обладает более высоким КПД, более низкой массой, а так же рядом других качеств, которые благоприятно влияют на динамику. Сюда же можно отнести большой набор техник вождения на механике. Водитель вправе сам определять, как ему ехать. Особенно это актуально во время езды по бездорожью. Хороша МКПП и в «сломанных» ситуациях. Если у вас механика, то вы сможете завести автомобиль «с толкача», а так же буксировать его на любое расстояние и на любой скорости. Чего категорически нельзя делать на автомате. И напоследок, добавлю, что механическая коробка передач не требует для себя отдельно системы охлаждения и расход топлива с ней ниже.
К недостаткам МКПП можно отнести не комфортную езду. Водителю постоянно нужно переключать передачи и иметь для этого некоторый навык. Особенно это мешает в пробках. А вот на трассе почти нет разницы от автомата.
Tags: авто
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 6 comments